История появления первого водопровода в России

История появления первого водопровода в России

Город первого русского водопровода: семь фактов из истории Кронштадта

Заложенной Петром Великим новой столице России – Санкт-Петербургу – требовалась серьезная защита с моря. Местом для строительства форта будущий император всероссийский выбрал небольшой остров Котлин, прикрывавший вход в Невскую губу. В 1704 году крепость, построенная первой рядом с Котлином, получила название Кроншлот – Коронный замок, и довольно быстро стала обрастать новыми фортами. А 18 (7 по ст. ст.) октября 1723 года Петр I вместе со своей супругой, императрицей Екатериной, заложил на острове новую крепость, которая, по его замыслу, «заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Эта «фортеция» и получила имя Кронштадт, со временем распространившееся на весь город, разросшийся вокруг главной военно-морской базы Балтийского флота.

Откуда у Кронштадта котелок на гербе

Согласно легенде, название острова Котлин происходит от котелка, который на костре бросили здесь шведы, в панике отступавшие от высадившихся на остров русских солдат. Правда, есть и другая версия, которая гласит, что свое название островок получил от похожей на котел горловины Финского залива, какой ее изображали на старых картах. Как бы то ни было, но слово «котел» явственно слышится в названии Котлина, и потому на кронштадтском гербе изображен именно этот поварской инвентарь. Он расположен на красной правой половине герба на зеленом острове, который окружен водой. Слева же на гербе изображена серебряная башня маяка с венчающей ее короной – символом основавшего крепость Петра I и знаком того, что Кронштадт — столица русского флота.

Тот самый котелок на острове на современном гербе Кронштадта Файл: кронштадт-герб

Тот самый котелок на острове на современном гербе Кронштадта

Главный морской собор России

Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца на Якорной площади в Кронштадте был заложен в 1903 году. На постройку храма, крест которого, согласно условиям проекта, должен был служить ориентиром для подходящих с моря к острову Котлин кораблей, ушло десять лет: только в 1913 году состоялось торжественное освящение нового храма, ставшего самым большим в городе. Он был не только церковью, но и памятником всем морякам, погибшим в море: на черных мраморных досках, укрепленных на стенах внутри собора, были написаны имена офицеров, а на белых – судовых священников, погибших в боях и походах. В 1929 году собор у верующих отобрали, и за следующие восемь с лишним десятков лет он успел побыть и кинотеатром, и матросским клубом, и концертным залом. В 2013 году Никольский Морской собор вновь был освящен и с тех пор является главным храмом Военно-морского флота Российской Федерации.

Император Николай II с офицерами русского флота на ступенях Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, начало ХХ века

Император Николай II с офицерами русского флота на ступенях Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, начало ХХ века

Кронштадтский пуп Земли

По Кронштадту с 1707 года отмеряется нулевой уровень высот Балтийского моря. И не только. Здешняя нулевая отметка является своего рода точкой отсчета абсолютных высот на всей территории России и бывшего СССР. Конкретным местом, за которым закреплен статус геодезического опорного пункта, является Кронштадтский футшток — измерительный прибор (уровнемер), расположенный на устое Синего моста, ведущего через Обводный канал. Это один из старейших подобных приборов в мире, по которому измеряются не только все высоты в России, но и все глубины Балтийского моря. Хотя показания изменения уровня воды относительно нуля Кронштадтского футштока снимаются автоматически, до сих пор сохранилась и традиция снятия показаний вручную: метеорологи записывают их четыре раза в день. А горожане любят рассказывать историю о том, как первый космонавт Земли Юрий Гагарин, увидев в Кронштадте футшток и самопишущий мареограф, весело воскликнул: «Теперь я знаю, где находится Пуп Земли!»

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мариографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мареографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

Город первого русского водопровода

За право назвать себя городом, в котором был проложен первый в России водопровод, Кронштадт давно спорит с Москвой. Формально системы подачи воды в городские кварталы появились там и там в одном и том же году — 1804-м. Но кронштадтский водопровод был сдан все-таки чуть раньше, 11 октября, тогда как московский появился на полмесяца позже, 28 октября. Правда, если в Москве система подачи воды распространялась прежде всего на частные дома, то в Кронштадте она использовалась исключительно в интересах Морского министерства, которое и финансировало прокладку деревянных труб для подачи пресной воды. И только в 1838 году, при реконструкции кронштадтского водопровода, трубы были заменены чугунными, а на улицах появились бесплатные водоразборные резервуары.

Кронштадтская водокачка, построенная в 1839 году и перестроенная полвека спустя. Открытка конца XIX века

Кронштадтская водокачка, построенная в 1839 году и перестроенная полвека спустя. Открытка конца XIX века

Мостовые из металла

Болотистая почва острова Котлин не позволяла устроить такую же прочную булыжную мостовую, как на материке. Камни постепенно погружались в землю, поверх них выступала вода, и дороги приходили в негодность. В качестве меры борьбы с этой напастью первый управляющий кронштадтским Пароходным заводом подполковник Корпуса инженер-механиков флота Александр Соколов, побывавший в конце 1850-х годов в США, предложил вымостить городские улицы и дороги чугунными отливками (американские образцы он тоже привез). В качестве опытного участка был выбран заводской двор, затем в 1860 году по приказу великого князя Константина Николаевича на пробу замостили 160-метровый участок мостовой у Пенькова моста. Чугун прекрасно пережил зиму, и тогда им начали мостить другие кронштадтские улицы. Эти мостовые простояли 80 лет, пока в 1941 году большая часть отливок не была пущена на изготовление корпусов мин для минометов. Так что сегодня в Кронштадте можно увидеть только два небольших участка чугунной мостовой (единственной сохранившейся в мире).

Чугунная мостовая возле Николаевского Морского собора на Якорной площади

Чугунная мостовая возле Николаевского Морского собора на Якорной площади

Император в полный рост

В Кронштадте в 1841 году был установлен памятник его основателю — императору Всероссийскому Петру I. Местом для него выбрали Арсенальный плац, где проходили строевые занятия кронштадтских экипажей, а открытие 27 июня 1841 года приурочили к празднованию 132-й годовщины Полтавского сражения. Примечательно, что этот памятник стал первым в России скульптурным изображением Петра Великого в полный рост: до тех пор он всегда изображался либо сидящим на коне, либо в виде бюста. Виной тому была нескладная, сутулая и худощавая фигура императора: она не соответствовала образу преобразователя России. Поэтому с согласия императора Николая I, который в 1839 году приобрел модель памятника у французского скульптора Теодора Жака, отливавший памятник русский скульптор Петр Клодт сделал Петра Великого более внушительным, распрямил ему спину и укрепил ноги.

Читать статью  Самовольное подключение к сетям водоснабжения и ответственность за это

Памятник Петру I в Петровском парке, Кронштадт. Открытка начала ХХ века Файл: кронштадт-памятник

Памятник Петру I в Петровском парке, Кронштадт. Открытка начала ХХ века Файл: кронштадт-памятник

Столица русских кругосветок

Кронштадт, ставший главной базой Балтийского флота и располагавшийся ближе всего к столице России, в XIX-XX веках стал местом комплектования и отправки множества дальних морских экспедиций. Среди них было и большинство кругосветок. В общей сложности с кронштадтского рейда ушла в кругосветное плавание 41 русская морская экспедиция! Из Кронштадта отправилась к берегам Аляски первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, отсюда уходили в поход шлюпы «Восток» и «Мирный», открывшие Антарктиду. Кроме того, экипажами кораблей и судов, приписанных к Кронштадтскому порту, было совершено 56 крупных географических открытий.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» покидают кронштадтский рейд. Кадр из советского диафильма «Открытие Антарктиды», 1972 год

Шлюпы «Восток» и «Мирный» покидают кронштадтский рейд. Кадр из советского диафильма «Открытие Антарктиды», 1972 год

Обложка: Вид на Кронштадт со стороны порта и крепости Кроншлот (на переднем плане). Источник: https://www.sputnik8.com

Смотрите также

История появления первого водопровода в России

До того как появился первый водопроводный источник питьевой воды в Москве, жители города обходились водой из Москвы-реки и ее мелководными, очень загрязненными притоками – Яузой, Неглинкой, Нищенкой, Черногрязкой. Помимо этого, в Москве также насчитывалось до 900 прудов, в которых вода, в основном, была непригодна для употребления, в связи с отсутствием канализации.

В этой ситуации единственным вариантом решения проблемы были колодцы, но в это время большинство из них находились на территории частных усадьбы. В общем доступе во второй половине XVIII века было лишь три колодца – Адроньевский, Трёхгорный и Преображенский. Поскольку чистой питьевой воды было недостаточно, санитарные условия в городе оставляли желать лучшего и на фоне этого часто случались вспышки тяжелых инфекционных заболеваний. Например, в 1771 году была эпидемия чумы, которая стала причиной гибели четверти населения города.

История появления первого водопровода в России.jpg

Одним из первых проведенных в России трубопроводов был Мытищинский водопровод, который в некоторых исторических документах упоминается под другим названием — Екатерининский. По приказу императрицы работа над объектом началась в 1778 году и продлилась вплоть до 1805 года по проекту военного инженера Фридриха Бауэра.

Первый построенный в Москве водопровод был самотечным, вода текла по кирпичным галереям. Чтобы построить его, было выделено 1,2 миллиона рублей. Данные получены из сохранившегося указа от 27 июля 1779 года. Каждый день для работ выделялось несколько сотен солдат. Но из-за Русского-турецкой войны, которая началась в 1787 году, строительство было приостановлено и срок сдачи объекта увеличился на 26 лет. После того, как к власти пришел Павел I на строительство водопровода дополнительно выделили еще средства.

После того, как главный инженер Бауэр скончался, строительство продолжалось во главе с Иваном Кондратьевичем Герардом. Он внес правки в проект, пересмотрел изначальные расчеты и увеличил количество ключевых бассейнов для сбора грунтовых вод. Количество было увеличено до 43 штук. По задумке инженера, вода, которая накапливалась в мытищинских ключах, за счет естественного уклона, направлялась в город через Громовой ключ по кирпичной галерее. Ширина кирпичной галереи была 3 фута (порядка 1 м). Протяженность водопровода составляла более 20 километров. Водохранилищем для забора питьевой воды был Самотецкий пруд, он был расположен на возвышенности относительно города, таким образом упрощая подачу воды.

Первые годы использования трубопровода он был чем-то фантастическим для своего времени. Мытищинский водопровод стал настоящим открытием, так как состоял из множества фонтанов и акведуков. Его воспринимали как настоящее чудо и он был поводом для гордости. Водопровод просекал город, через Сокольники и Каланчевскую площадь на Трубную. Для забора воды установили установлен специальный фонтан.

Реконструкция Мытищинского водопровода

Несмотря даже на то, что водопровод был реализован великолепно и при проектировании проводились серьезные инженерные расчеты, водопровод был не так совершенен, как предполагалось. По факту он давал намного меньше воды, чем от него ожидали. К тому же, построенный для обеспечения жителей города чистой водой Ростокинский акведук был рассчитан лишь на небольшой участок. В основном сооружение проходило под землей, из-за чего питьевая вода смешивалась с грунтовыми осадками. А некоторые части кирпичного сооружения в первые годы эксплуатации обрушивались. Деревянные опоры, в свою очередь, подгнивали и проседали в грунт. Поэтому Мытищинский водопровод нуждался в реконструкции. Первые работы по восстановлению состоялись в период с 1826 года по 1835. Работами руководил инженер Николай Яниш. Сумма, которая потребовалась для реконструкции, составляла 720 тысяч рублей. Яниш и его первый удачный проект по строительству Алексеевской водокачки имели успех. Работа была произведена на месте обрушившегося кирпичного водовода. Там отстроили резервуар в Сухаревской башне, а также несколько водозаборных фонтанов и небольшое водохранилище.

В 1851–1852 гг. инженер Максимов составил и реализовал проект, который был направлен на улучшение водоснабжения Москвы. В рамках проекта построили Бабьегородский и Краснохолмский водопроводы. Но вода в новых водоразборных источниках была очень плохого качества. А из-за того, что трубопровод был проложен недостаточно глубоко, зимой он периодически перемерзал. В результате, к 1863 г. Бабьегородская и Краснохолмская питьевые артерии были полностью выведены из эксплуатации.

В период с 1854 по 1859 года состоялась вторая реконструкция трубопровода в Мытищах. Работы проводились под руководством инженера Андрея Дельвига, который носил прозвище «творец русского водопроводного дела». Еще в начале своей профессиональной карьеры Дельвиг озвучивал идеи повышения продуктивности Мытищинского трубопровода. В результате воплощения в жизнь разработанных им проектов, Мытищинские ключи начали давать в 10 раз больше воды. Достичь такого результата Дельвигу удалось за счет того, что он уменьшил уровень воды в водосборных колодцах. Кроме того он разработал колодцы нового типа, которые представляли собой конструкцию, использующуюся и до сих пор: вертикальное отверстие в земле, укрытое деревянными ростверками и досками. В таких колодцах вода поднималась до уровня земли с помощью паровых машин и насосов, для чего построили специальную станцию. От места забора до водокачки вода транспортировалась по трубопроводу, выстроенному из чугунных деталей, диаметр которых составлял 20 дюймов. Собиралась вода в подземном резервуаре, из которого подавалась уже в саму башню, а оттуда дальше по трубопроводу в город.

Читать статью  Система холодного и горячего водоснабжения

Третья реконструкция началась в 1871 году под строгим руководством городского головы Николая Алексеева. Алексеев представил свой проект Ходынского водопровода, пропускная способность которого составляет 120 тыс. вёдер в сутки. Но этого было недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности жителей Москвы в питьевой воде, также, как и не было достаточно появившихся в 1882 и 1883 годах Преображенского и Андреевского трубопроводов. Поэтому они были заброшены. В 1882 году особым собранием под руководством барона Дельвига в Петербурге были рассмотрены работы инженеров Зальбаха и Траушольда. В них утверждалась невозможность увеличения количества забираемой Мытищинским трубопроводом воды свыше 1,5 млн ведёр воды в сутки. Инженеры брали за основу геологические исследования, которые указывали на отсутствие подземного потока необходимых размеров. В конце XIX в. мнение Зальбаха и Траушольда попытался опровергнуть Вильям Линдлей. Он презентовал проект забора 2,4 млн ведер в сутки, но ошибся в расчетах, в связи с чем его проект признали недостоверным.

Новый Мытищинский водопровод

В период с 1888 по 1889 гг. благодаря усилиям русских инженеров – Владимира Шухова, Евгения Кнорре и Константина Лембке, был разработан проект нового водопровода в Мытищах. При создании проекта за основу были взяты точные расчеты размера бассейна Яузы, а также толщины ее водоносного слоя. Рассчитывая на четкое понимание уровня подпочвенных вод, где максимальная толщина наблюдалась по краям бассейна, а минимальная – около реки Яузы, инженеры постановили, что вся вода выходит к Яузе и отводится по ее руслу, как по каналу. Также авторы проекта допускали мысль о том, что возможный водозабор с этого участка может достигать более 1 млн 130 тыс. вёдер в сутки. Специальное ученое собрание приняло решение признать справедливость проделанных расчетов, и проект был одобрен. Кроме того, было учтено вероятное возрастание потребностей Москвы в воде до 3,7 млн вёдер в сутки. Нужные объемы питьевой воды планировалось собрать по верхнему и нижнему течениям Яузы. Проект был реализован в 1893 году, таким образом была окончена история первого российского водопровода.

История появления первого водопровода в России (2).jpg

Продажа трубопроводов

Поскольку потребности современных людей значительно выше, чем 100 лет назад, то водопроводные системы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями пользователей. К тому же, с 19 века, когда появился первый источник водоснабжения, население Москвы значительно увеличилось. Поэтому современные водопроводные системы должны вырабатывать воду в очень больших объемах, чтобы обеспечить всех жителей города. Мы предлагаем подобрать подходящие детали для конкретной системы водоснабжения из высококачественных материалов. Наша компания занимается комплектацией водопроводных систем для разных потребителей и объектов разного типа. Предлагаемые системы подходят для объектов любого типа и масштаба, обеспечивая потребителям постоянный комфорт. Опытные специалисты компании решают любые инженерные проблемы. В обширном каталоге представлен большой выбор деталей трубопровода высокого качества по доступной стоимости. Чтобы получить более подробную информацию о ценах, наличии и характеристиках товаров, свяжитесь с представителями компании. Также наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по всем вопросам.

Дали воду

175 лет назад, в октябре 1847 года, в Нижнем Новгороде был пущен первый водопровод. Решить вопрос подачи воды на 100-метровый волжский откос удалось московскому инженеру Андрею Дельвигу: родниковую воду собирали в резервуар водоподъемной станции, построенной на пересечении Казанского и Георгиевского съездов, откуда паровые машины выксунского завода поднимали воду по трубам на высокий берег.

Выйти из полноэкранного режима

Водопроводная станция в Нижнем Новгороде

Развернуть на весь экран

Водопроводная станция в Нижнем Новгороде

К первой половине XIX века одной из насущных проблем городского хозяйства Нижнего Новгорода было отсутствие доступной питьевой воды: вся жизнь была сосредоточена на высоком волжском берегу, и за водой надо было либо спускаться по крутому склону к реке, либо идти к прудам и малым речкам, которые то пересыхали, то заболачивались.

Вопрос подачи речной воды в нагорную часть поднимали неоднократно, но мешало отсутствие не столько средств, сколько талантливого организатора.

Решить вопрос удалось губернатору Михаилу Александровичу Урусову (возглавлял город в 1843-1854 гг.). Герой Русско-турецкой войны, генерал-майор императорской свиты он был известен жесткостью с подчиненными и имел репутацию человека, который мало говорит, но много делает — за принципиальность и несговорчивость его даже называли Урус-ханом.

Именно Урусову удалось пригласить на работу в Нижний московского инженера Андрея Дельвига, двоюродного брата лицейского друга А. С. Пушкина. В 1844-1845 гг. Дельвиг достраивал в Нижнем участок нового Московского шоссе и впечатлил губернатора строгостью к подрядчикам и качеством работ. После этого по просьбе Урусова Дельвига назначили начальником Нижегородской губернской строительной комиссии.

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Барон А. И. Дельвиг (справа) с семьей

Барон А. И. Дельвиг

Барон А. И. Дельвиг (справа) с семьей

Барон А. И. Дельвиг

Дельвиг постоянно работал в Нижнем около трех лет — до 1848 года, но за это время многое успел: разработал новый план городской застройки с сохранением исторической части, занимался проблемой оползней на откосах и воплотил многие свои гидротехнические задумки — в дальнейшей своей карьере Дельвиг прославился именно как талантливый гидротехник, его подробнейшее «Руководство к устройству водопроводов» долгое время было основным пособием при проектировании таких сооружений в стране. Например, Дельвиг нестандартно выполнил личное поручение Николая I организовать «проезд по Ковалихе» (император впечатлился нижегородскими красотами во время первого визита в Нижний и дал конкретные рекомендации благоустройства): по проекту инженера речку Черную, вытекавшую из Черного пруда и впадавшую в Ковалихинский овраг, заключили в подземные трубы.

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Министерское одобрение прошения губернатора «об устройстве в Нижнем Новгороде фонтана для снабжения жителей водою». 1847 г.

Утверждение подряда на обустройство в Нижнем Новгороде водопровода за купцом Мичуриным. 1847 г.

Утверждение подряда на обустройство в Нижнем Новгороде водопровода за купцом Мичуриным. 1847 г.

Министерское одобрение прошения губернатора «об устройстве в Нижнем Новгороде фонтана для снабжения жителей водою». 1847 г.

Утверждение подряда на обустройство в Нижнем Новгороде водопровода за купцом Мичуриным. 1847 г.

Утверждение подряда на обустройство в Нижнем Новгороде водопровода за купцом Мичуриным. 1847 г.

Читать статью  Полимерпесчаный колодец: где его можно использовать

Над проектом нижегородского водопровода Дельвиг работал около двух лет вместе с механиками Выксунских заводов (тогда их называли Шепелевскими — предприятиями управляли потомки Дмитрия Шепелева, зятя одного из основателей заводов И. Р. Баташева), у которых на тот момент уже был опыт разработки, строительства и установки водоподъемных систем — в конце 1820-х выксунские металлурги поставляли паровые машины и чугунные трубы собственного производства для реконструкции московского водопровода.

Дельвиг сделал ставку не на речную, а на ключевую воду: в районе Красных казарм нашли 12 мощных подземных источников, их вывели наружу и организовали сбор воды в резервуаре водоподъемной станции, которую построили на пересечении Казанского и Георгиевского съездов.

Затем выксунские паровые машины по чугунным трубам поднимали воду в гору, к резервуару на пересечении улиц Жуковской и Мартыновской (сегодня — ул. Минина и Семашко), а оттуда — на Благовещенскую площадь (площадь Минина), где был установлен водоразборный фонтан, также выплавленный в Выксе. Мощность водопровода достигала 5 тыс. ведер в сутки.

«Определил минуту, в которую вода польется из фонтана»
Барон А. И. Дельвиг: [читать. ]

— Я приехал к фонтану 1 октября в 4 часа утра. Мне сказали, что устанавливавший водоподъемный машины главный механик Шепелевских заводов Копьев пустил одну из машин в ход, а между тем вода в фонтане не показывалась. Урусов пришел в отчаяние. Я убеждал, что вода должна, прежде чем изливаться в фонтан, наполнить все трубы между зданием и фонтаном, и даже определил минуту, в которую вода, наполнив трубы, польется из фонтана, но все мои убеждения были напрасны: отчаяние Урусова продолжалось до того времени, пока вода не полилась в фонтанный бассейн. Отчаяние Урусова превратилось в необыкновенную радость…

Все ключевые объекты построили быстро: с момента закладки водоподъемной станции в 1846 году до торжественного пуска прошло чуть больше года — уже в октябре 1847 года родниковая вода забила из фонтана на Благовещенской площади (сейчас — площадь Минина).

Фотогалерея

Исторические кадры

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Первый нижегородский фонтан для разбора воды был установлен на Благовещенской площади (сейчас — площадь Минина и Пожарского), в районе нынешней гимназии №1

Водовозы набирали воду из фонтанов и развозили по домам зажиточных горожан

Кроме фонтанов в городе были установлены водоразборные краны

Куйбышевская водопроводная станция — вторая в Нижнем Новгороде. 1880-е гг.

Ярмарочная фильтровальная станция в день открытия 16 августа 1909 года

Водопровод в Сормове появился в конце 1920-х. На фото — водопроводная станция

Интенсивное строительство водопроводных сетей развернулось в послевоенные годы

Слудинская водопроводная станция, обеспечивающая водой Нижегородский и частично Советский и Приокский районы, была построена в 1950-е годы

Нижегородская станция аэрации для очистки канализационных стоков была построена только в 1974 году. 1980-е гг.

Прокладка дюкера — канализационного трубопровода, ведущего стоки на станцию аэрации. 1970-е гг.

Первый нижегородский фонтан для разбора воды был установлен на Благовещенской площади (сейчас — площадь Минина и Пожарского), в районе нынешней гимназии №1

Водовозы набирали воду из фонтанов и развозили по домам зажиточных горожан

Кроме фонтанов в городе были установлены водоразборные краны

Куйбышевская водопроводная станция — вторая в Нижнем Новгороде. 1880-е гг.

Ярмарочная фильтровальная станция в день открытия 16 августа 1909 года

Водопровод в Сормове появился в конце 1920-х. На фото — водопроводная станция

Интенсивное строительство водопроводных сетей развернулось в послевоенные годы

Слудинская водопроводная станция, обеспечивающая водой Нижегородский и частично Советский и Приокский районы, была построена в 1950-е годы

Нижегородская станция аэрации для очистки канализационных стоков была построена только в 1974 году. 1980-е гг.

Прокладка дюкера — канализационного трубопровода, ведущего стоки на станцию аэрации. 1970-е гг.

Первый нижегородский водопровод просуществовал более 30 лет. В начале 1870-х городская дума одобрила проектирование нового водопровода за счет привлечения 50-летнего займа. Для его погашения планировали повысить налог с домовладельцев, но в итоге это не потребовалось — нужные суммы пожертвовали нижегородские купцы, поставив городу условие:

«Пользование водой из нового водопровода должно быть для всех сословий Нижнего Новгорода на вечные времена бесплатно».

Новый водопровод пустили в 1880 году. Сборный резервуар поставили на берегу Оки, рядом — водоподъемную станцию, обеспечивавшую подачу воды на Монастырскую площадь (сейчас — площадь Лядова), откуда трубы шли на Ильинку и прилегающие улицы. В разных местах города были установлены водоразборные краны.

К концу XIX века длина водопроводной сети в городе достигала 27 км, а к середине XX века — уже 260 км. В 1930-е годы были построены еще две водопроводные станции в заречной части города. К каждому дому воду стали подводить во время бурного жилищного строительства в послевоенные годы.

Интересно, что все это время в городе не было полноценной канализации — единую систему водоотведения спроектировали в Нижнем только в 1967 году: был разработан генеральный проект планировки города, включавший план общегородской канализационной системы с очисткой вод и спуском их в Волгу в районе Артемовских лугов. Первая очередь Нижегородской станции аэрации была построена в 1974 году, вторая — в 1990-м.

Фотогалерея

Вот, водопровод

Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран

Этот шлагбаум лишь немногим готов раскрыть секреты Нижегородского водоканала

Положение этих стрелок зависит от напора водопроводной воды

Ежечасно мощные насосы прокачивают по трубам тысячи тонн воды

Водопровод города-миллионника сегодня немыслим без современного оборудования диспетчерской

Риск заражения водопроводной воды снижают всеми возможными способами. Один из наиболее эффективных – обеззараживание гипохлоритом натрия

В этих огромных бассейнах вода отстаивается от твердых примесей

Большие объемы требуют больших диаметров и крепких болтов

Пробирки и колбы на водоканале считают важнее труб и насосов

От чистоты и качества воды напрямую зависит здоровье нижегородцев. Поэтому лаборатория занимает существенную часть помещений предприятия

Голубой цвет корпоративного транспорта приятнее глазу, чем тревожная окраска пожарных машин. Но чаще всего эти машинки появляются на месте аварий посерьезнее возгорания

Иногда сложно понять, что приносит работникам Водоканала больше хлопот: водопровод или канализацию

Немногие нижегородцы помнят, что этот фонтан на площади Минина когда-то был единственным источником воды для жителей верхней части. С него и начался Нижегородский водоканал

Одна из первых городских фильтровальных станций чудом уцелела при сносе сооружений грузового порта на Стрелке

Этот шлагбаум лишь немногим готов раскрыть секреты Нижегородского водоканала

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын / купить фото

Положение этих стрелок зависит от напора водопроводной воды

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Ежечасно мощные насосы прокачивают по трубам тысячи тонн воды

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын / купить фото

Водопровод города-миллионника сегодня немыслим без современного оборудования диспетчерской

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Риск заражения водопроводной воды снижают всеми возможными способами. Один из наиболее эффективных – обеззараживание гипохлоритом натрия

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

В этих огромных бассейнах вода отстаивается от твердых примесей

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Большие объемы требуют больших диаметров и крепких болтов

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Пробирки и колбы на водоканале считают важнее труб и насосов

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

От чистоты и качества воды напрямую зависит здоровье нижегородцев. Поэтому лаборатория занимает существенную часть помещений предприятия

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Голубой цвет корпоративного транспорта приятнее глазу, чем тревожная окраска пожарных машин. Но чаще всего эти машинки появляются на месте аварий посерьезнее возгорания

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Иногда сложно понять, что приносит работникам Водоканала больше хлопот: водопровод или канализацию

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Немногие нижегородцы помнят, что этот фонтан на площади Минина когда-то был единственным источником воды для жителей верхней части. С него и начался Нижегородский водоканал

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Одна из первых городских фильтровальных станций чудом уцелела при сносе сооружений грузового порта на Стрелке

Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын

Сегодня в системе Нижегородского водоканала около 2 тыс. км водопроводных сетей, 1,5 тыс. канализационных и три водопроводные станции: Слудинская и «Малиновая гряда», снабжающие водой верхнюю часть города, и Ново-Сормовская, обеспечивающая Заречье. Совокупно они подают более 400 тыс. кубометров воды в сутки. В пересчете на меры XIX века — это больше 30 млн ведер ежедневно.

Источник https://histrf.ru/read/articles/gorod-piervogho-russkogho-vodoprovoda-siem-faktov-iz-istorii-kronshtadta

Источник https://uaz74.ru/info/articles/zapornaya-armatura/istoriya-poyavleniya-pervogo-vodoprovoda-v-rossii/

Источник https://www.kommersant.ru/doc/5644132

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: