Как самостоятельно смазать пластиковые окна
Ежегодное обслуживание и смазка пластиковых окон должна проводиться в течение всего срока эксплуатации. Самые надежные механизмы – и те изнашиваются, что уж говорить о дешевой фурнитуре, коей оснащена большая часть бюджетных ПВХ изделий, установленных в домах и квартирах. Поэтому, чтобы они не скрипели и не выходили из строя за несколько лет, пользователю лучше взяться за дело самому и обслуживать светопрозрачные конструкции своими руками. А мы подскажем, как это правильно выполняется.
Мероприятия по обслуживанию – 3 простых операции
Фурнитура современных металлопластиковых створок (в том числе и дверей) – это не только ручки и запоры, находящиеся на виду. Дело в том, что внутри стальной рамы скрывается сложная система тяг и шарниров, обеспечивающая открывание в 3 или 4 режимах, а также блокировку рукоятки в определенных положениях.
Справка. Детали высококачественных механизмов способны отработать без проблем весь срок гарантии (на хорошую фурнитуру производители дают 4—5 лет). Неполадки с бюджетными элементами начинаются гораздо раньше, поэтому не стоит дожидаться, чтобы они заскрипели, и смазывать детали вовремя.
Самостоятельное обслуживание включает в себя 3 операции:
- Очистка от грязи и пыли.
- Заливка смазки в предусмотренных точках.
- Проверка и прочистка дренажных отверстий.
Периодичность выполнения процедуры зависит от района проживания. В крупных промышленных центрах с интенсивным автомобильным движением воздух насыщен взвешенной пылью, а то и сажей от различных предприятий. В таких городах прочистка и смазка фурнитуры пластиковых окон и дверей должна производиться не реже 2 раз в году. Проживая на отшибе или в сельской местности, где загрязнение воздуха отсутствует, уделяйте внимание створкам 1 раз в 2 года. Советы эксперта по данной теме смотрите на видео:
Предостережение. Не стоит самостоятельно разбирать оконные механизмы в случае неисправности или с целью промывки. Без знания дела вы можете случайно нанести вред, в итоге придется вызывать мастера.
Чем лучше смазывать окна
Чтобы самому смазать движущиеся детали фурнитуры окон из металлопластика, нужно применять следующие средства:
- веретенное минеральное масло, применяемое для швейных машин;
- жидкие автомобильные масла (минеральные или синтетические от брендов Mobil, Liqui Moly, Castrol), продающиеся в аэрозольных баллончиках;
- специальные смазывающие составы для окон, рекомендуемые производителями.
Аэрозольная упаковка наиболее удобна для закачки средства в закрытые полости через небольшие отверстия. «Веретенку» проще всего наносить с помощью обычного шприца.
Оконные уплотнители, сделанные из каучуковой либо силиконовой резины, тоже нуждаются в периодической смазке. Цель мероприятия – сохранить эластичность прокладок и таким образом продлить срок службы материала, который под воздействием влаги, пыли и перепадов температур склонен «дубеть» и растрескиваться.
Важный момент. Для обработки уплотнителей нельзя применять масла, перечисленные выше, поскольку они разрушают резину. Используйте для этой цели только силиконовые смазки.
Теперь о том, чем нельзя смазывать оконную фурнитуру. К запрещенным средствам относятся все животные и растительные жиры, вазелин и другие масла, существенно меняющие вязкость при жаре и морозе. Отдельно отметим аэрозольный состав WD-40, рекомендуемый «специалистами» по незнанию. Это средство хорошо вытесняет влагу и разъедает ржавчину, но в качестве смазки действует недолго. Отсюда рекомендация: применяйте WD-40 только для предварительной очистки подвижных частей, а потом используйте масло.
Последовательность действий
Перед тем как смазать пластиковые окна, их необходимо вымыть, а торцы рам и проемы протереть мыльным раствором до полной очистки уплотнителей от пыли. После этого с помощью мягкой ветоши удалите грязь с деталей механизмов и кронштейнов, находящихся на виду.
Совет. Обнаружить движущиеся и запорные элементы пластикового окна довольно просто. Откройте створку и, поворачивая ручку вверх-вниз, осмотрите торцы рамы по периметру. Вы наверняка заметите перемещение роликов и фиксаторов, требующих очистки.
Второй шаг – контроль и прочистка дренажных отверстий, сделанных внутри и снаружи металлопластиковой оконной рамы, как изображено на фото. Они предназначены для отвода конденсата из стеклопакетов и нередко закрыты декоративными заглушками, не препятствующими сливу воды. Эти пробочки нужно извлечь, а затем убедиться в проходимости отверстия и дренажного канала. При нужде проем вычищается ветошью.
Когда грязь и остатки старой смазки удалены, приступайте к нанесению новой, руководствуясь представленной схемой. В большинстве светопрозрачных конструкций предусмотрены специальные отверстия, куда необходимо заливать масло (несколько капель). Излишки смазывающей жидкости, вытекающие наружу, сходу вытирайте ветошью. Напоследок не забудьте обработать оконные петли.
В процессе смазывания рабочих узлов необходимо проследить, чтобы минеральное масло не попадало на уплотняющие элементы. Если это произошло, снова протрите резинки мыльным раствором и просушите. Больше наглядной информации о точках заливки масла показано в следующем видео:
В последнюю очередь нанесите жидкий силикон на уплотнительные элементы и закройте створку.
Заключение
Как ни странно, но большинство пользователей пластиковых окон не осведомлены, что их надо чистить и смазывать, желательно – своими руками. Вы же не станете из-за таких пустяков вызывать мастера. Но если обслуживание механизмов и прокладок игнорировать, то позже к нему придется обратиться для устранения поломки либо замены уплотнителей, что тоже недешево.
Как правильно и чем лучше смазать пластиковые окна?
После установки ПВХ окон многие забывают о том, что необходимо проводить техническое обслуживание фурнитуры и уплотнителей.
Для этого используются специальные смазочные материалы или их аналоги, которые предотвращают быстрый износ элементов окна.
Поэтому, рассмотрим, можно ли смазывать окна, какие его части в этом нуждаются, виды смазок, а также как правильно проводить обработку.
Нужно ли это и для чего?
В процессе эксплуатации пластиковое окно будет многократно открываться, что приводит к попаданию пыли в механизм фурнитуры. Из-за ее скопления смазка начинает загустевать, а после и вовсе стираться. Такая масса приобретает абразивный эффект (например, как у поверхности наждачной бумаги), так как из-за повышенного трения в масло начинает попадать металлическая стружка.
Последствиями образования такого эффекта могут привести к ускоренному износу деталей окна, а также появлению скрипов, щелчков или скрежета. Также от недостатка смазки подвижные части фурнитуры начнут работать менее плавно, а уплотнитель будет меньше устойчив к перепадам температуры и начнет пропускать холодный воздух.
Чтобы механизм окна служил дольше и меньше изнашивался необходимо смазывать:
- петли на створках, так как это подвижная деталь, которая от лишнего трения начет быстро стираться;
- запорный механизм (на створке и импосте), которые в момент открытия также трутся металлом об металл, из-за чего начнется ускоренный износ;
- резинки уплотнителя, чтобы улучшить его защиту от перепадов температуры, а также уменьшить растяжение в момент закрывания створок (резинки трутся и прижимаются).
Если делать это своевременно, то:
- увеличивается износостойкость подвижных частей, а также тех, которые могут тереться в момент движения створки;
- запорный механизм и петли не будут издавать лишних звуков;
- процесс открытия будет более плавным;
- улучшиться защита от коррозии;
- уплотнитель останется эластичным, а также не начнет трескаться или растягиваться.
Когда и как часто?
В среднем смазка деталей окна должна производится 1-2 раза в год, чаще всего по окончанию весны или вначале лета, а также осенью. Но на частоту обработки влияет несколько факторов:
- если рядом с домом есть автомобильные дороги, стройка, промышленное предприятие или другие объекты, которые могут образовывать лишнюю пыль, то масло будет стираться быстрее;
- климатически условия, при которых появляются пылевые бури;
- частое открывание окон в теплое время года.
При таких факторах рекомендуется проводить очистку с последующей смазкой 3-4 раза в год.
На заметку. Процедуру рекомендуется проводить при плюсовых температурах (не менее + 10-15 °C), так как более низкие температуры ухудшат распространение масла по механизму.
В случае, если появились посторонние звуки (скрипы, скрежет, щелчки) следует провести процесс смазки, не откладывая его до подходящего времени.
Какой смазкой лучше обработать механизмы?
Для обработки механизмов ПВХ-конструкции используются:
Специальные наборы
Специальные наборы для окон, в состав которых входит смазка на основе силикона.
В процессе обработки таким средством образуется тонкая защитная пленка на поверхности металла, которая имеет высокую прочность (долго стирается), снижает трение, а также предотвращает коррозию.
Чаще всего представлена в виде баллона-спрея или тюбика. Например, набор фирмы «Панорама» включает в себя смазку для фурнитуры и уплотнителя, а также моющее средство для ПВХ профиля (220 р за набор).
Некоторые виды специализированных смазок не содержат силикон, например, Weicon. Баллон 200 мл с составом на основе масла или тефлона, который предназначен для смазки подвижных частей окна. Средняя стоимость 1300 р/шт.
Силиконовые смазки
Универсальные силиконовые смазки, которые применяются для обработки подвижных металлических деталей, например, в машинах, дверных конструкция, а также велосипедах.
Чаще всего представлена в виде спрея, но иногда может быть и в тюбиках или флаконах. Преимущество данного средства в том, что его проще найти, а также его стоимость ниже профессионального средства для смазки окон. Среди представителей можно отметить WD-40 Specialist (270 р за спрей 200 мл) и Fill inn (аэрозоль 140 мл за 130 р).
Масло для швейных машинок
Специальное масло для швейных машинок также можно использовать для смазки подвижных частей окна. Такое средство будет иметь меньший срок эксплуатации, но также сможет предотвратить износ механизма. Масло для швейных машинок чаще всего представлено в виде небольшого пластикового флакона или аэрозолем.
Некоторые виды таких смазок делаются на основе тефлона (похоже на хорошо очищенное машинное масло). Например, фирма Hobby поставляет масло «Золушка», которое используется для электроинструментов и швейных машин (50 мл за 60 р), а компания Weicon – тефлоновую смазку в виде спрея (400 мл за 1500 р).
Минеральная или синтетическая смазка
В крайних случаях можно использовать любую минеральную или синтетическую смазку, которая не имеет абразивных составляющих, кислоты, растворителя, а также других агрессивных веществ. Такие масла подойдут для кратковременной обработки подвижных частей, так как чаще всего они имеют слишком текучую текстуру.
Также на упаковке должно быть указано, что данный вид смазки безвреден для резины или пластика. Масло для дизельных двигателей или веретенная смазка для окон не подходят, так как слишком жидкие.
Что выбрать для резиновых уплотнителей?
Для смазки резиновых уплотнителей используются специальные средства, которые есть в наборах для ухода за окнами (могут продаваться отдельно) или технические силиконовые смазки. Например:
- Специализированный набор от Fenosol, который называется Fenoflex включает в себя средство по уходу за уплотнителем. Стоимость набора – 850-900 р.
- Технический силикон от фирмы Sinicon представлен в виде тюбика 250 г за 250 р.
В некоторых случаях для смазки уплотнителя можно использовать то масло на основе силикона, которое применяется для обработки подвижных механизмов.
Совет. В крайнем случае допускает использование чистого глицерина без любых косметических добавок.
Чем нельзя?
Не рекомендуется использовать:
- Масла на основе животных жиров, а также растительные. Данное средство может подойти только в очень крайнем случае и на маленький срок, так как со временем оно начинает загустевать, а также притягивать пыль или грязь. Это приводит к тому, что поверхность механизма будет покрываться абразивной массой, из-за которой произойдет быстрый износ деталей.
- Средства, в состав которых входят агрессивные вещества (кислоты, растворители) могут разрушить защитный слой на металле, который предотвращает появление коррозии, из-за чего поверхность деталей начнет ржаветь и стираться.
- Автомобильные масла. Они имеют слишком жидкую основу, а также недостаточную степень очистки. Такая смазка быстрее впитывает пыль и стирается.
- Вазелин, крема, гели и прочие подручные средства также не подходят для обработки ПВХ окон. В некоторых случаях вазелином можно промазать уплотнитель, но он очень плохо переносит перепады температур, из-за чего его придется часто обновлять. Остальные косметические средства после высыхания оставляют осадочный слой, который может повредить подвижные части фурнитуры, а также привести к разрушению уплотнителя.
Инструменты и материалы
Для работы может понадобится:
- шприц;
- салфетка из не ворсистой ткани или губка;
- кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
- средство для мытья окон (без растворителей и абразивных веществ);
- масло для петель и фурнитуры;
- смазка для уплотнителя;
- бумажные полотенца;
- мыльный раствор.
Как самостоятельно промазать ПВХ-конструкцию?
Для того, чтобы смазать ПВХ-конструкцию требуется:
- открыть створки окна и провести предварительную очистку запорного механизма чистой салфеткой или зубной щеткой (для труднодоступных мест);
- нанести смазку на металлические детали: распылить из баллона или аккуратно налить из шприца 2-3 капли на каждую деталь;
- следует избегать попадания масла на резиновые уплотнители, а излишки убирать с помощь салфеток или бумажных полотенец;
- смазывать запорный механизм необходимо в разных положениях закрывающей ручки, так как таким образом обработаются все детали устройства;
- с помощью мыльного раствора или средства для мытья окон отчистить резиновый уплотнитель и вытереть его насухо;
- если для смазки используется спрей, то необходимо нанести его с небольшого расстояния, после чего аккуратно растереть салфеткой по всему уплотнителю;
- если резиновая поверхность имеет два лепестка, то начинать смазывать нужно сначала внутреннюю, а после внешнюю часть;
- в случае, если используется не аэрозоль можно наносить смазку руками, салфеткой или кисточкой.
Видео о том, как обслуживать пластиковые окна и производить смазку фурнитуры и уплотнителя:
Сложности и ошибки
При смазывании стеклопакета могут быть следующие сложности и ошибки:
- Если не убрать старую смазку, пыль, грязь или металлическую стружку с поверхности деталей новая смазка не будет иметь никакого эффекта, так как она очень быстро сотрется, а также может забиться в механизм, чем нарушит его работу.
- При использовании аэрозолей образуется воздушная взвесь, которая попадет не только на металл, но и на другие детали окна, из-за чего ее придется вытирать.
- Следует тщательно выбирать материал, которым будет смазываться окно. Для этого нужно внимательно прочитать этикетку, так как на ней могут указываться ограничения и побочные эффекты, а также состав. Смазки с агрессивными веществами и абразивными составляющими могут разрушить металлическую, пластиковую или резиновую деталь окна.
Последствия отсутствия обработки
Важно! Если не смазывать фурнитуру, то со временем она забьется пылью, масло загустеет, а поверхность металла начнет стачиваться, образую металлическую стружку.
Из-за этого появятся неприятные скрипы или скрежет, окно будет более туго открываться/закрываться, а также может заклинить запорный механизм. В некоторых случаях может случится перекос створки или ее не плотное прилегание, из-за которых ухудшится тепловая эффективность и шумоизоляция.
Не смазанные уплотнители начнут постепенно стираться или деформироваться. Под воздействием внешней среды и давления они начнут терять эластичность, из-за чего могут потрескаться или стать твердыми. Это приведет к тому, что окно перестанет плотно закрываться (или закрываться вообще), а также образованию сквозняков и мостов холода, из-за которых снизится тепловая эффективность и шумоизоляция.
Средняя стоимость услуг
В среднем смазка ПВХ окон без учета материалов стоит:
- чистка и смазка без снятия створок – 200 р/штука (одно окно);
- полная переборка механизма с чисткой и смазкой – 1200 р/штука;
- чистка и смазка резинового уплотнителя – 100 р/погонный метр.
Заключение
Смазка пластиковых окон является неотъемлемой часть технического обслуживания данной конструкции. Своевременная обработка подвижных деталей и уплотнителя позволит продлить срок эксплуатации окна, а также улучшить плавность сворок при открытии.
Следует проводить смазку специализированными средствами, так как они более долговечны и устойчивы к перепадам температур, но в крайнем случае можно использовать некоторые подручные аналоги.
Смазка фурнитуры пластиковых окон — от А до Я!
Фурнитура
Автор Марсель Сагитов На чтение 5 мин. Просмотров 772
Для нормального функционирования металлопластиковых окон необходимо своевременное обслуживание их подвижных механизмов и резиновых уплотнителей. Выполнить данную процедуру под силу любой домохозяйке, но есть ряд моментов, знание которых будет способствовать достижению ожидаемого эффекта и поможет избежать распространенных ошибок.
Чем можно и нельзя смазывать
Далеко не все смазочные материалы пригодны для обработки фурнитуры в ПВХ остеклении. Проще всего приобрести специализированный комплект, например, у компании-изготовителя окон.
Но цена таких комплектов, как правило, необоснованно завышена, а часть его содержимого может и вовсе не понадобиться. Наиболее рационально покупать все по отдельности, ориентируясь на конкретную задачу и условия эксплуатации оконного блока.
Чем смазать фурнитуру
Для обслуживания механизмов открытия подойдут следующие средства:
- Специальные силиконовые смазки. Это продукция, предназначенная для обработки металлических элементов в оконных конструкциях. Такие материалы при нанесении на поверхность образуют тонкое стойкое покрытие, продаются либо в виде спрея, либо в обычных пластиковых масленках.
- Универсальные силиконовые смазки. По составу и свойствам мало чем отличаются от предыдущего продукта, но стоят дешевле и рассчитаны не только для оконных блоков.
- Масло для швейных машин. Доступный и проверенный временем вариант. Отличается от обычного машинного масла высокой степенью очистки. Универсальное, простое в применении средство.
- Минеральные и синтетические (полусинтетические) масла. Это, как правило, материалы с низким коэффициентом плотности, нейтральные к пластмассам и резине (указано на емкости). Не стоит приобретать масла для дизельных моторов, трансформаторов или веретенные – данная продукция отличается чрезмерной текучестью.
Проникающие смазки типа WD-40 нежелательны к постоянному применению. Их можно использовать в качестве экстренного средства, но после, лучше удалить с обрабатываемой поверхности и нанести один из материалов, перечисленных выше.
Читайте также: Виды штапиков для окон: установка и снятие своими руками
Категорически нельзя смазывать растительными или животными маслами, вазелином, обувным и прочими кремами, материалами, содержащими воду, кислоты или какие-либо агрессивные вещества. Также не подходит масло для двухтактных моторов (добавляют непосредственно в топливо).
Чем обработать уплотнительные резинки
Резиновые элементы металлопластиковых окон требуют к себе не меньшего внимания, чем фурнитура. Как и в случае с подвижными металлическими механизмами, в продаже есть средства, предназначенные специально для окон:
- «Fenoflex» германский продукт для уплотнителей;
- Комплексные наборы для ухода за оконными блоками от производителя (например KBE).
Стоят они сравнительно дорого поэтому лучше воспользоваться универсальными средствами, такими как технический силикон или глицерин, не содержащий косметических добавок.
Животные и растительные жиры, вазелин или какие-либо крема, для обработки уплотнителей применять нельзя!
Актуальные цены для вашего города:
Как и в каких местах смазывать
Обрабатывают все подвижные металлические элементы фурнитуры, для этого необходимо выполнить следующее:
- Открыть створки, провести визуальный осмотр, очистить детали, которые предполагается смазывать, от загрязнений и от скоплений старой смазки. Очищают чистой ветошью, в труднодоступных местах можно воспользоваться небольшой щеткой (подойдет зубная).
- Спрей распыляют небольшими порциями с расстояния 2-3 см (для удобства в комплекте обычно есть специальная трубочка). Смазка наносится точечно на места взаимодействия подвижных механизмов (шарниры петель, элементы запорной арматуры и прочее).
- Смазку без распылителя обычно наносят из тары, в которой она приобреталась (тюбик, масленка). Если же продукт поставляется в емкостях, не приспособленных для капельного нанесения, удобно воспользоваться обычным медицинским шприцем. Для смазки одного элемента достаточно 2-3 капли масла.
При попадании смазки на прилегающую поверхность, что часто случается при распылении, ее излишки нужно удалить чистой сухой тряпочкой.
Кому непонятно куда именно заливать масло — смотрите нашу видеоинтрукцию:
Смазка резиновых уплотнителей
Как и в случае с металлическими механизмами, процедура начинается с очистки обрабатываемой поверхности. Створки окна открывают, сухой тряпкой или щеткой удаляют пыль и прочие загрязнения, после чего резиновые элементы моют мыльным раствором снаружи и внутри. Применять агрессивную химию и абразивные губки нельзя.
Читайте также: Ремонт фурнитуры пластиковых окон — распространенные поломки и пути их решения
Когда вымытая резина полностью высохла, можно наносить смазку. Жидкие средства без распылителя наносят тканевым или ватным тампоном, равномерно растирая по всей поверхности уплотнителя. Спрей для подобной задачи менее предпочтителен, так как его расход будет гораздо больше.
Видеоинструкция по смазке уплотнителей:
Как часто нужно смазывать?
Обработку фурнитуры и резинок желательно проводить регулярно. Что же касается периодичности процедуры, то здесь нет универсального решения – многое зависит от интенсивности и условий эксплуатации блока.
В обычных городских условиях заводская смазка прослужит 5-6 лет, после чего потребуется ее замена. Если окно стоит вблизи активного строительного объекта, оживленной автомагистрали, рядом море (влажный соленый воздух, песок и т.п.), то чистить и смазывать такой блок нужно 3-4 раза в год.
Что будет если не смазывать?
Любая смазка со временем высыхает, что приводит к механической перегрузке металлических подвижных элементов фурнитуры. Уже сама по себе дополнительная нагрузка существенно сокращает срок службы механизмов, не говоря о том, что этой нагрузке подвергаются несмазанные элементы.
В пазах рамы и створок скапливаются разного рода частицы, в том числе песок и металлическая пыль (появляется при длительной работе фурнитуры). Данные материалы являются абразивами и не лучшим образом влияют на работоспособность механизмов и окна в целом.
Срок службы резиновых уплотнителей составляет порядка семи лет. В жарком сухом климате каучуковые и полимерные материалы теряют необходимую эластичность еще раньше. Без обработки резина быстро грубеет и растрескивается, плотность примыкания створок в закрытом положении становится недостаточной, как и энергосберегающие характеристики оконного блока.
Источник https://qustu.com/kak-samostoyatelno-smazat-plastikovye-okna/
Источник https://stroim-domik.org/stroitelstvo/okna/vidy-ok/plastikovye/smazka
Источник https://balkon4life.ru/osteklenie/furnitura/smazka/.html