Муниципальная программа энергосбережения

Содержание

Муниципальная программа энергосбережения

Муниципальные программы энергосбережения

ФЗ №261 о муниципальных программах энергосбережения

Основные требования к муниципальным, районным и городским программам энергосбережения изложены в статье 14 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
  • органов местного самоуправления городских округов и
  • муниципальных районов
  • Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы энергосбережения.
  • Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием
    • ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе
    • экономического эффекта от реализации программы,
    • сроки проведения указанных мероприятий.
    • отдельно бюджетных и
    • внебюджетных источников финансирования.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1225 “О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности” установлен примерный перечень мероприятий, которые рекомендуется включать в состав муниципальных программ, а также определены целевые показатели энергоэффективности.

    Муниципальная программа энергосбережения • Консультация • Вопросы

    8(499)490-60-60

    В приказе Минэкономразвития от 17 февраля 2010 г. №61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности” утвержден перечень мероприятий, которые можно использовать для разработки муниципальных и региональных программ энергосбережения.

    Скачать ФЗ №261, Постановление Правительства №1225 и Приказ Минэкономразвития №61 можно здесь.

    Разделы муниципальной программы энергосбережения

    Муниципальные программы энергосбережения должны содержать следующие сведения:

    1. Целевые показатели энергосбережения, которые предполагается достичь в результате выполнения программы.
    2. Перечень запланированных мероприятий по повышению энергоэффективности.
    3. Источники финансирования мероприятий с разделением на бюджетные и внебюджетные.

    Основные разделы муниципальной программы энергосбережения:

    Паспорт Программы

    Паспорт Программы должен содержать следующие сведения:

    • Наименование программы
    • Основание для разработки программы
    • Заказчик программы
    • Разработчик программы
    • Ответственные за выполнение энергосберегающих мероприятий
    • Цели и задачи программы
    • Сроки реализации программы
    • Объемы и источники финансирования программы

    Цели и задачи программы

    В этом разделе необходимо указать цели и задачи программы.

    Например, муниципальная программа энергосбережения и повышение энергетической эффективности может содержать следующие цели:

    • достичь экономии всех видов энергоресурсов при производстве, распределении и потреблении энергии;
    • обеспечить сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и газоснабжения;
    • простимулировать развитие рынка энергосервисных услуг;
    • обеспечить подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры;
    • обеспечить вовлечение в процесс энергосбережения всей инфраструктуры муниципального образования.

    Районная и Муниципальная программа энергосбережения • Консультация • 8(499)490-60-60

    Перечень мероприятий по энергосбережению

    Этот раздел должен содержать

    • перечень мероприятий по энергосбережению,
    • сроки реализации каждого мероприятия,
    • исполнителей ответственных за реализацию каждого мероприятия,
    • объемы и источники финансирования каждого мероприятия в разбивке по годам.

    Программа энергосбережения района или города

    Программа энергосбережения района или города

    Ожидаемые социально-экономические и экологические результаты реализации программы

    Этот раздел включает систему целевых индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень достижения целей, задач и выполнения мероприятий программы в целом, на каждом этапе и по годам реализации программы.

    Механизм реализации программы и порядок осуществления контроля за ее реализацией

    Этот раздел должен содержать сведения о механизме реализации программы и об организации управления программой.

    Муниципальная программа энергосбережения - список мероприятий по энергосбережению

    Муниципальная программа энергосбережения – список мероприятий по энергосбережению

    Перечень мероприятий для муниципальной программы в области энергосбережения

    В общем, перечень мероприятий по энергосбережению должен соответствовать Приложению №1 Постановления Правительства №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

    Вот некоторые мероприятия, которые можно включить в программу энергосбережения:

    • разработка и внедрение инвестиционных и производственных программ,
    • сокращение потребления энергии на собственные нужды и сокращение потерь при передаче энергии,
    • утверждение долгосрочных тарифов и включение инвестиционной составляющей,
    • замена оборудования на более современное, отвечающее требованиям энергоэффективности,
    • внедрение энергосберегающих технологий,
    • сокращение потерь воды при передаче,
    • экономия электроэнергии при передаче воды,
    • реализация энергосберегающих мероприятий в организациях с участием муниципального образования,
    • выявление и управление бесхозяйными объектами, участвующими в передаче энергетических ресурсов,
    • внедрение мер стимулирования производителей и потребителей энергоресурсов к проведению мероприятий по сокращению потерь и повышению энергоэффективности (введение льготных тарифов на потребление энергоресурсов ночью, в выходные или праздники; продажа энергии по повышенному тарифу в случае потребления сверх принятой социальной нормы),
    • мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива,
    • информирование руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
    • поддержка и активизация использования возобновляемых источников и вторичных энергетических ресурсов.

    Дополнительные мероприятия

    Муниципальная программа энергосбережения может также содержать:

    • Сведения о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в области энергосбережения.
    • Муниципальные гарантии в области кредитования при реализации энергосберегающих проектов.
    • Любые другие мероприятия, необходимые с точки зрения города, района или муниципального образования.

    Нужна муниципальная программа энергосбережения? Есть вопросы? Нужна консультация? Звоните 8(499)490-60-60.

    Муниципальная программа энергосбережения – перечень целевых показателей

    Перечень целевых показателей должен соответствовать Приложению №2 Постановления Правительства №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

    Вот некоторые целевые показатели, которые можно включить в программу энергосбережения:

    • Динамика энергоемкости валового регионального продукта.
    • Доля объемов электрической энергии, тепловой энергии, воды, газа расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета.
    • Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии.
    • Экономия электрической, тепловой энергии, газа и воды в натуральном и стоимостном выражении.
    • Удельный расход энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета в расчете на 1 кв. метр общей площади.
    • Динамика расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений.
    • Динамика расходов бюджета на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива.
    • Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных, муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности.
    • Доля объемов энергии, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета.
    • Динамика изменения фактического объема потерь электрической энергии, тепловой энергии, воды при ее передаче.

    Разработка муниципальной программы энергосбережения

    Разработка муниципальной программы энергосбережения

    Разработка муниципальной программы энергосбережения

    Вы можете самостоятельно или с нашей помощью разработать муниципальную программу энергосбережения руководствуясь следующим планом работ:

    • Сбор исходной информации об основных объектах муниципального образования.
    • Оценка потенциала энергосбережения на объектах и в организациях муниципального образования, в том числе в бюджетной сфере, на объектах жилищно-коммунального комплекса, в жилищном фонде.
    • Определение структуры программы, описание целей и задач программы.
    • Выбор направлений и согласование мероприятий для муниципальной программы энергосбережения.
    • Подготовка графика реализации программы и распределение ресурсного обеспечения, в том числе финансирования в целом и по годам реализации.
    • Разработка перечня целевых индикаторов и показателей реализации программы энергосбережения.
    • Описание ожидаемых социально-экономических и экологических результатов.
    • Описание механизмов управления и реализации программы.
    • Согласование готовой муниципальной программы энергосбережения.

    Муниципальная программа в области энергосбережения под ключ в кратчайшие сроки и по разумным ценам. Наш телефон 8(499)490-60-60.

    Вас может заинтересовать:

    • Услуги энергоаудита
    • Назначение ответственного за энергосбережение
    • Мероприятия по энергосбережению

    Муниципальные программы энергосбережения под ключ

    Муниципальные программы энергосбережения под ключ

    Особенности и недостатки нормативно -правовой базы энергосбережения: опыт региональных проектов и целевых программ

    Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической пр.

    В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 56.820 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

    • Сейчас обучается 264 человека из 64 регионов

    Муниципальная программа энергосбережения Муниципальная программа энергосбережения

    Курс профессиональной переподготовки

    Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

    Педагог-библиотекарь
    от 11400 руб. от 5700 руб.
    Базовая скидка для всех: 40%
    Дополнительная скидка: 10% ( только до 18 апреля )

    К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

    В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 56.820 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

    • Сейчас обучается 395 человек из 62 регионов

    Муниципальная программа энергосбережения Муниципальная программа энергосбережения

    Курс повышения квалификации

    Специалист в области охраны труда

    от 1900 руб. от 950 руб.
    Базовая скидка для всех: 40%
    Дополнительная скидка: 10% ( только до 18 апреля )

    К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

    В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 56.820 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

    Муниципальная программа энергосбережения Муниципальная программа энергосбережения

    Энергопотребление и тепловое загрязнение биосферы

    240 руб. 120 руб.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической пр.

    1 слайд Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности

    ВНИПИэнергопром
    Евгений Гашо
    Центр энергетической модернизации
    Особенности и недостатки нормативно -правовой базы энергосбережения:
    опыт региональных проектов и целевых программ

    Удельное потребление ТЭР в регионах, тут/чел2

    2 слайд Удельное потребление ТЭР в регионах, тут/чел
    2

    Муниципальная программа энергосбережения

    Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год4Норвегия – 70.

    4 слайд Удельное потребление электроэнергии населением, кВт*ч/чел в год
    4
    Норвегия – 7000 кВт*ч

    Канада – 4500 кВт*ч

    Россия – 825 кВт*ч

    Энергосбережение или энергоэфективность?5Необходимый рост энергооснащенности.

    5 слайд Энергосбережение или энергоэфективность?
    5
    Необходимый рост энергооснащенности жилищ – в 2,5-3 раза;
    Рост жилищного строительства и обеспеченности жильем до 30 м2/чел;
    Увеличение энергооснащенности технологических процессов (в том числе в сфере услуг и ЖКХ);
    Повышение качества коммунальных услуг (соблюдение параметров подаваемой электроэнергии и теплоносителя);
    Активное развитие экологически чистых видов транспорта (метро, метротрамвай, монорельс, скоростные поезда);

    Переход на электронагрев (электроплазменный) в ряде металлургических технологий для улучшения качества продукции;
    Освоение прорывных технологий нового поколения (переработки мусора, сжижения угля, очистки воды и др.);
    Рост энергозатрат на природоохранное оборудование и технологии.
    СКОЛЬКО ЭНЕРГИИ ЭТО ПОТРЕБУЕТ .

    Структура Федерального закона № 261-ФЗ

    6 слайд Структура Федерального закона № 261-ФЗ

    Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется путе.

    7 слайд Государственное регулирование в области энергосбережения осуществляется путем установления:
    7
    1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
    2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
    3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
    4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
    5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования;
    6) требований к энергетическому паспорту;
    7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома;
    8) требований к энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;
    9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
    11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Энергосбережение в бюджетной сфере8Нормативные правовые актыПравительство Рос.

    8 слайд Энергосбережение в бюджетной сфере
    8
    Нормативные правовые акты
    Правительство Российской Федерации
    Минэкономразвития России
    Минэкономразвития России,
    Минэнерго России
    Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
    Минфин России
    Администра-тивные меры
    Минфин России, Распорядители бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований
    Минэнерго России
    Определение порядка установления требований по энергетической эффективности для товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд
    Введение обязательных требований по закупке наиболее энергоэффективных товаров
    Утверждение типовой формы энергосервисных контрактов
    Внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования бюджетных учреждений в части энергосервисных контрактов
    Утверждение порядка и правил проведения энергетических обследований
    Ограничение лимитов расходов на потребляемые энергоресурсы на 15% от уровня 2010 года в течение 5 лет
    Проведение энергетических обследований органами власти и бюджетными учреждениями 1 раз в 5 лет
    Установка органами власти и бюджетными учреждениями приборов учета потребления энергоресурсов до 01.01.2011 г.

    Удельные расходы тепла и топлива на отопление зданий9Удельный расход топлива.

    9 слайд Удельные расходы тепла и топлива на отопление зданий
    9
    Удельный расход топлива
    кг.у.т./чел*ГСОП

    Стокгольм – 0,123
    Уфа – 0,13-0,15
    Москва – 0,19-0,22
    Воркута – 0,4
    Вена – 0,5
    Берлин – 0,84
    Лондон – 0,9
    Париж – 1,04
    Рим – 3,6

    Механизмы реализации в бюджетной сфере

    10 слайд Механизмы реализации в бюджетной сфере

    Энергосбережение в жилищной сфере11Администра-тивные мерыНормативные правовые.

    11 слайд Энергосбережение в жилищной сфере
    11
    Администра-тивные меры
    Нормативные правовые акты
    Жилинспекция
    Правительство Российской Федерации
    Контроль за выполнением собственниками квартир (помещений) требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах в части выполнения стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению
    Установление порядка формирования перечня мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирных домах
    Финансиро-вание, софинанси-рование
    Информи-рование
    Утверждение Перечня мероприятий (действий) по энергосбережению в отношении общего имущества в многоквартирном доме
    Утверждение существенных условий и (или) типовых форм энергосервисных соглашений, заключаемых регулируемыми организациями с собственниками жилых домов
    Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ресурсоснабжающие организации
    Минрегион России
    Минэкономразвития России
    Субсидии
    Введение для населения «субсидируемой» нормы потребления энергоресурсов с соответствующим повышением тарифа на объемы, сверх «субсидируемой» нормы
    ФСТ России,
    органы власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
    Софинансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в частном жилищном фонде
    В «частном» жилом фонде:
    установка приборов учета , в том числе с двухставочным тарифом и проведение населением энергообследований, заключение энергосервисных соглашений
    В региональном и муниципальном жилом фонде:
    проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности,
    установка приборов учета, в том числе с двухставочным тарифом и проведение энергообследований

    12Теплопотребление зданиями после капремонта

    12 слайд 12
    Теплопотребление зданиями после капремонта

    13Механизмы реализации в жилом фонде

    13 слайд 13
    Механизмы реализации в жилом фонде

    Регулируемые организации и организации с государственным и муниципальным уч.

    14 слайд Регулируемые организации и организации
    с государственным и муниципальным участием
    14
    Регулируемые организации и
    организации с государственным
    и муниципальным участием
    ФСТ России
    Органы власти
    субъектов РФ
    и муниципальных
    образований
    Правительство
    Российской Федерации
    Органы власти субъектов РФ
    и муниципальных образований
    Нормативные
    правовые акты
    Программы
    Тарифное
    регулирование
    Субсидии
    Разработка/Утверждение/Реализация программ
    Учет затрат на реализацию программ по энергоэффективности при формировании инвестиционных и производственных программ регулируемых организаций
    Утверждение Правил предоставления субсидий субъектам РФ
    и муниципалитетам на реализацию инвестиционных программ
    регулируемых организаций и организаций ЖКХ
    Организация работ по получению субсидий из федерального бюджета
    Разработка и утверждение типовых требований к программам по энергосбережению и повышению энергоэффективности регулируемых организаций и организаций с государственным и муниципальным участием
    Росимущество
    Администра-
    тивные меры
    Обеспечение принятия органами управления организаций с государственным и муниципальным участием, в состав которых входят представители государства решений о разработке/утверждении программ и контроль за исполнением
    Источники финансирования:
    введение долгосрочных тарифов,
    сохранение за регулируемой организацией экономии, получаемой от осуществления мероприятий по сокращению потерь энергоресурсов, на период не менее 5 лет
    Минэнерго России,
    Минэкономразвития России,
    органы власти субъектов РФ,
    органы местного самоуправления,
    осуществляющие управление
    государственным или муниципальным
    имуществом

    Возможности энергосбережения у потребителей15

    15 слайд Возможности энергосбережения у потребителей
    15

    Повышение энергоэффективности энергоисточников16

    16 слайд Повышение энергоэффективности энергоисточников
    16

    Региональные и муниципальные программы17Нормативные правовые актыСубсидииВвед.

    17 слайд Региональные и муниципальные программы
    17
    Нормативные правовые акты
    Субсидии
    Введение в состав показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления показателей в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
    Утверждение:
    требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
    правил предоставления субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» программ
    Президент
    Российской Федерации
    Правительство Российской Федерации
    Правительство Российской Федерации
    Утверждение примерной программы, в качестве рекомендательной для субъектов РФ и муниципальных образований
    Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
    Минэнерго России
    Утверждение критериев и порядка отбора «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии из федерального бюджета
    Минэкономразвития России
    Органы власти субъектов РФ и муниципальных образований
    Минэкономразвития России, Минэнерго России
    Утверждение Правил выделения субсидий субъектам РФ и муниципальным образованиям на реализацию «лучших» региональных и муниципальных программ
    Организация получения субсидий из федерального бюджета на реализацию «лучших» программ
    Отбор перечня «лучших» программ, на реализацию которых выделяются субсидии
    Утверждение:
    значений целевых показателей программ,
    региональных и муниципальных программ
    Реализация региональных и муниципальных программ

    Типы программ (стратегий) энергосбережения18

    18 слайд Типы программ (стратегий) энергосбережения
    18

    Регион на 93 % обеспечивается энергоресурсами на основе привозного топлива; Н.

    19 слайд Регион на 93 % обеспечивается энергоресурсами на основе привозного топлива;
    Низкая плотность населения (2,1 чел/кв.км) и наличие обширных зон децентрализованного энергоснабжения;
    Высокая степень износа энергетического хозяйства;
    Низкая эффективность использования топлива на большом количестве мелких энергоисточниках;
    Значительный потенциал местных нетрадиционных энергоресурсов (отходы деревообработки), возобновляемой энергетики.
    Архангельская область

    Сильнейшая (~90%) мазутозависимость региона – и это при том, что мощности Кол.

    20 слайд Сильнейшая (~90%) мазутозависимость региона – и это при том, что мощности Кольской АЭС загружены на 50%, каскада 17 ГЭС – менее 50%
    Строительство завода по сжижению Штокманского газа потребует около 2 ГВт электрических мощностей
    Значительный потенциал ветроэнергетики
    Мурманская область

    Муниципальная программа энергосбережения

    Промышленность («Воркутауголь») потребляет свыше 41 % ТЭР (64% эл.энергии и 2.

    22 слайд Промышленность («Воркутауголь») потребляет свыше 41 % ТЭР (64% эл.энергии и 21% тепла, население – около 30 %, бюджетная сфера – 8 %.
    Общее потребление – около 11 тут/чел
    Потери в сетях – 9-13 %, перетопы минимальны
    Население получает «свои» 2 тут с издержками около 2,3 тут
    14% мазута в общей доле топлива имеют «вес» в 37% в себестоимости тепла
    Структура потенциала энергосбережения

    Базовые направления энергосбережения23«Срочно» - «Не срочно»: параметр зависи.

    23 слайд Базовые направления энергосбережения
    23
    «Срочно» — «Не срочно»: параметр зависит от двух критериев:
    текущее нормативно-правовая база (требования законодательства в сфере энергосбережения);
    текущее положение в энергообеспечении м.о. Воркута.
    «Важно» — «Не важно»: параметр зависит только от текущего положения в энергообеспечении м.о. Воркута.

    Особенности муниципальных программ24Высокая распределённость населения по тер.

    24 слайд Особенности муниципальных программ
    24
    Высокая распределённость населения по территории края предопределяет значительное число небольших поселений, в которых проживает практически половина жителей. Около 16 % населения проживает в городах 35-65 тыс.чел и 33 % — в 5 самых крупных городах края.
    Анализ показал, что помимо традиционных секторов ответственности муниципалитета (жилье, бюджетная сфера, муниципальные предприятия), потенциал энергосбережения в этих разных типах муниципальных образований сосредоточен в различных сегментах энергообеспечения.

    Приоритеты краевой программы энергосбережения25

    25 слайд Приоритеты краевой программы энергосбережения
    25

    Структура потенциала энергосбережения в мегаполисах (Москва)26

    26 слайд Структура потенциала энергосбережения в мегаполисах (Москва)
    26

    Прогнозные стратегии энергосбережения в мегаполисе (Москва)27

    27 слайд Прогнозные стратегии энергосбережения в мегаполисе (Москва)
    27

    Взаимоувязанная поэтапная политика энергосбережения28

    28 слайд Взаимоувязанная поэтапная политика энергосбережения
    28

    Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективность.

    29 слайд Создание государственной системы управления и контроля за энергоэффективностью
    Разработка и коррекция региональных и муниципальных программ энергосбережения
    Контроль за разработкой отраслевых программ, программ регулируемых организаций
    Развитие нормативной правовой базы и стандартов
    Отработка механизмов финансирования мероприятий программы
    Развитие информационной системы и пропаганды энергосбережения
    Гармонизация законодательства на Федеральном и региональном уровнях
    Отработка системы требования и стандартов по энергоэффективности
    Разработка и внедрение отечественного оборудования с высокими показателями энергоэффективности
    Переход к модернизации энергогенерирующего оборудования и распределительных сетей
    Модернизация коммунальной энергетики
    Федеральный закон «Об энергосбережении»
    Утверждение необходимых «подзаконных» актов
    Требования к региональным и муниципальным программам энергосбережения
    Федеральная целевая программы энергосбережения
    Комплекс механизмов финансирования мероприятий энергоэффективности
    29
    Государственная политика энергосбережения
    Этап 1
    Этап 2
    Этап 3
    Реализовано ?
    2009
    2010
    2011

    Наилучшие доступные технологии энергоэффективности30

    30 слайд Наилучшие доступные технологии энергоэффективности
    30

    Структура программных механизмов энергосбережения31

    31 слайд Структура программных механизмов энергосбережения
    31

    Методология построения региональных программ32

    32 слайд Методология построения региональных программ
    32

    Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и.

    33 слайд Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» (Постановление правительства Москвы № 1012 от 28.10.2008 г.)
    Энергосбережение как ключевой фактор модернизации ЖКХ.// Коммунальный комплекс. 2008 г. № 11.
    Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области до 2020 г.
    Карта Российского теплоснабжения.// Коммунальный комплекс. 2008 г. № 5.
    Инвестиционная программа энергосбережения Мурманской области до 2020 г.
    Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Уфе на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 г.»
    «Давайте попробуем не замерзнуть» // Эксперт 2008. № 25. http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/25/interview_poprobuem_ne_zamerznut/
    Гашо Е.Г. Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения. – М., 2006 г.
    Программа энергосбережения Краснодарского края на период 2011-2020 гг.
    Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности www.14000.ru

    Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопрома 360-66-26 360-22-.

    34 слайд Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопрома
    360-66-26 360-22-35
    upe@list.ru

    Центр энергетической модернизации
    633-11-57
    info@cemrf.ru

    новое в энергосбережении и энергоэффективности

    новое в энергосбережении и энергоэффективности

    Энергоэффективность

    Автор admin На чтение 22 мин Просмотров 8 Опубликовано 20.09.2022

    Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.

    Павел КАРАСТЕЛИН,
    Председатель совета
    Союза энергосервисных компаний

    Анастасия ЕФРЕМОВА,
    главный юрисконсульт
    Союза энергосервисных компаний

    Естественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст. 14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.

    Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения

    Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

    Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:

    а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

    г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;

    д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

    е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.

    При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.

    Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.

    В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.

    Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.

    Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.

    Изменения в перечне мероприятий

    В части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.

    Открыть таблицу 1 в формате pdf

    Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п. 14 постановления № 161), часть – в обязательные (п. 13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):

    а) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

    б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;

    в) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.

    В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.

    Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п. 11 постановления №161), в частности:

    а) содержащихся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

    б) содержащихся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;

    в) содержащихся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.

    Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п. 13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.

    Читайте также: Энергоэффективность и энергосбережение объединены

    Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17. 2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.

    Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч. 6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.

    Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п. 13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.

    При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.

    Целевые показатели

    Целевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п. 20 постановления №161) и дополнительные (п. 27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.

    Открыть таблицу 2 в формате pdf

    Из представленной таблицы видны следующие изменения:

    а) целевые показатели в государственном секторе;

    б) целевые показатели в жилищном фонде;

    в) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;

    г) целевые показатели в транспортном комплексе.

    а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;

    б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии.

    Сами целевые показатели также подверглись корректировке.

    а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);

    б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);

    в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).

    а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов) (отсутствовал в постановлении №1225):

    б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) (перенесен из общих целевых показателей ППРФ 1255).

    • Целевые показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) скорректированы, половина целевых показателей государственного/муниципального сектора постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161).
    • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве оставлены без изменений, при этом половину целевых показателей постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности “B” и выше (процентов).
    • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры скорректированы, половину целевых показателей постановления №1225 исключили, часть скорректировали и перенесли в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), а также добавили новый целевой показатель: доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
    • Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе, оставлены без изменений (скорректирован только один показатель), половину целевых показателей в транспортном комплексе постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
    • В дополнительные целевые показатели, помимо ряда целевых показателей, включенных из постановления №1225, включены следующие показатели (отсутствовали в постановлении №1225):

    а) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);

    б) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);

    в) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);

    г) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);

    д) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);

    е) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);

    ж) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб.

    В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п. 27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.

    В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.

    Читайте также: энергоэффективность технологических процессов

    В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Итоги 2020 года в сфере энергоэффективности для регионов глазами эксперта ЭнергиаВита – Андрея Богатенкова.

    Андрей БОГАТЕНКОВ,
    эксперт в области энергосбережения
    и повышения энергетической эффективности
    в бюджетной сфере

    Размышлял над тематикой статьи, и внутренний финансист подсказал, что уже прошло практически три года с момента передачи полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России, то есть пролетел срок бюджетного программного планирования. Самое время подвести какой-то итог, спрогнозировать следующий трехлетний цикл.

    В сухом остатке, без предвзятости, 2018-2020 гг. в нашей сфере стали переходным периодом затянувшейся передачи полномочий – осознания новым ответственным ФОИВ значимости и комплексности поставленных задач от сокращения затрат бюджетной сферы на оплату потребляемых ресурсов до экологической повестки, от сельской школы в далеком административном районе РФ до крупнейших производителей энергии или оборудования и реализации национальных проектов, принятия и понятия комплексности программ повышения энергетической эффективности.

    Что порадовало

    К положительным изменениям в этот период я бы отнес следующие события:

    • Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 № 703-р, вместе с методическими рекомендациями по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (письмо Минэкономразвития России от 3 июля 2019 № 21641-МР/Д05и);
    • методические рекомендации по внедрению энергосервисных контрактов и первичные рекомендуемые формы энергосервисных контрактов (хоть мы их и критикуем, но хорошо, что они есть);
    • постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое фактически обязало бюджетный сектор заключать энергосервисные контракты;
    • приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», который заменил небезызвестный приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» со всеми изменениями и методику к нему;
    • продолжение модернизации ГИС «Энергоэффективность» (начатой в 2019 году, планируемой к завершению в декабре 2020 года, в объеме первоочередных мероприятий);
    • рост количества заключенных энергосервисных контрактов, разного качества, но все равно – взрывной рост в освещении (наружном и внутреннем), пилоты – в теплоснабжении;
    • пилоты по заключению контрактов жизненного цикла (коммерческий учет ресурсов);
    • Государственный доклад о состоянии энергосбережения на территории РФ за 2019 год, который показал отрыв статистики от реального состояния сферы;
    • развитие дистанционных коммуникаций в 2020 году, стирающих границы и расстояния.

    Что не порадовало

    Ну а основным отрицательным фактором, по моему мнению, стала борьба в светотехнической отрасли, с применением всех доступных административных рычагов, что во II – IV кварталах 2020 года просто остановило модернизацию наружного и внутреннего освещения в стране,. Но и эта борьба послужила одному положительному факту – планам по локализации производства на территории России, хотя до реального производства в необходимых объемах нам как до запрещенного Китая.

    Перейдем к планам (или даже мечтам) на 2021-2023 гг. , чего хотелось бы дождаться.

    На что надеемся

    Нормативные правовые акты:

    • изменения в Жилищный кодекс в части компенсаций льготникам при заключении энергосервисного контракта;
    • регламентация заключения энергосервисного контракта для МКД только по итогу голосования в электронном виде, с отправкой ПротоколовРешений в ГИС ЖКХ и жилищную инспекцию;
    • внесение изменений или принятие нового акта по требованиям к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в том числе и по организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности), с утверждением справочников мероприятийпоказателей и методик оценки;
    • внесение изменений в Комплексный план и развитие института региональных центров энергосбережения (центров компетенций);
    • запрет закупки топлива (44-ФЗ, 223-ФЗ) ниже определённых классов;
    • разработка и утверждение шаблонов документов по заключению энергосервисных контрактов по направлениям потребления ресурсов.

    Цифровая трансформация

    • ввод в промышленную эксплуатацию ГИС «Энергоэффективность» с необходимыми интеграциями с региональными сегментами (разработка и утверждение типового технического задания на создание и внедрение регионального сегмента ГИС «Энергоэффективность»/типовое решение, софинансирование) и автоматизацией разработки и мониторинга реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • интеграция с федеральными ГИС (ЕИС, ТЭК, ЖКХ, Тарифы, Налоги, Электронный бюджет) и региональными ГИС (коммерческий учет, системы ЕИРЦ, ФКР, ГЖИ) для сокращения «ручных» операций;
    • разработка и утверждение (внедрение) платформы «Умный город» со всеми необходимыми элементами (подсистемамиблоками) и протоколами взаимодействия, включая IoT (и не проприетарные протоколы);
    • внедрение операторов коммерческого учета для бюджетной сферы на уровне регионов (типовое решение);
    • разработка и внедрение типовых комплексных решений (охватывающих схемы энергоснабжения, сети, градостроительную деятельность, благоустройство и ЖКХ);
    • цифровой экомониторинг (с необходимыми интеграциями) с возможностью контроля квот и направления движения выбросов и стоков;
    • снижение количества отчетов в ФОИВ (по любым направлениям) – повышение уровня взаимодействия федеральных ГИС путем их интеграции;
    • ввод в промышленную эксплуатацию ГИС ТЭК и, при необходимости, разработка типового регионального сегмента (РГИС ТЭК), с учетом привязки к схемам энергоснабжения регионов;
    • и многое другое, технологии не стоят на месте, через год уже многое может измениться, и сказка может стать былью.

    Управление реализацией программ энергосбережения и повышения энергетической эффективностью:

    • создание Национального центра энергосбережения с юридическим статусом (ФГБУ, АНО);
    • создание региональных центров энергосбережения (писали выше, в разделе НПА, нужна не просто возможность, а реальное действие), наделение их полным спектром полномочий (разработка НПА, шаблонов документов и пр., вплоть до назначения оператором коммерческого учета по бюджетной сфере);
    • создание постоянно действующего Экспертного совета из представителей региональных центров, ассоциаций в области энергосбережения;
    • формирование отдельной государственной программы (национального проекта) по энергоэффективности;
    • ВИЭ, комплексные проекты – в приоритет внедрения и пилотирования для оценки потенциала дальнейшего использования;
    • формирование аналитики и отчетности на основании первичных данных, полученных из региональных информационных систем.

    Это не полный перечень мероприятий, а лишь первичный набросок первых шагов, чтобы понять, к чему двигаться, чтобы соблюсти принцип – знаешь объект, значит можешь им управлять. С учетом нашей российской специфики не стоит забывать и о приоритете нормативных правовых актов, выпустили постановление или распоряжение – сделали гигантский шаг вперед, который поможет в итоге и автоматизации, и управлению, и общей деятельности всех участников реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Читайте также: экономия и энергоэффективность энергосбережения

    С Новым годом! Работаем!

    Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
    с 9 января 2021 года.

    Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта

    Все мы свидетели переходного периода в регулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Серией статей об отдельных направлениях или процессах в этой сфере мы уже начали раскрывать тему.

    Авторская колонка
    Андрей БОГАТЕНКОВ,
    эксперт по энергоэффективности
    в бюджетной сфере

    Главное, полномочия переданы Минэкономразвития России, законотворческая деятельность и планы по развитию ГИС «Энергоэффективность» (и ее составляющих модулей) – начаты. Хотелось бы больше за прошедшие почти два года, но кому сейчас легко.

    Начнем обзор с крайнего (не хочется писать – последнего) утвержденного документа, который вызвал большие обсуждения в профсообществе – постановление Правительства РФ от 07. 2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», которое потребует от бюджетных учреждений серьезных усилий.

    ГРБС устанавливают цели

    upd. Обновление, май 2020:

    📍 срок для ГРБС установить целевой уровень снижения потребления ТЭР переносится с 1 июля на 30 сентября

    📍 базовым периодом на 3 будущих года считается 2019, потому что 2020 нерепрезентативный

    📍сроки утверждения Минэкономразвития методических рекомендаций – на 15 июля 2020 года.

    Целевой уровень устанавливается на трехлетний период с 2021 года – все ok, все ясно, корректируем программы энергосбережения с трехлетним циклом.

    Как корректировать на сопоставимые условия, ожидаемо, отсылка к приказу Министерства экономического развития РФ от 24. 2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».

    Цели по снижению потребления – сколько конкретно?

    Самый интересный вопрос. Как рассчитать потенциал снижения суммарного объема потребляемых ресурсов. Согласно п. 6 Требований он рассчитывается по утвержденным Минэкономразвития России методическим рекомендациям. И уполномоченный орган должен их утвердить уже до 31. 2020 года (п. 2 Постановления №1289).

    Можно поступить просто – установить 3% снижения ежегодно всем поголовно. Вот только это будет невыполнимо, показатель, по нашему мнению, должен устанавливаться на регион, а регион – используя центры энергоэффективности, распределяет по организациям достижение общего результата, с учетом уже выполненных мероприятий.

    Вроде бы достаточно, но мы подкинем работы на вентилятор прогресса, раз уж начали про корректировку программ и обязательства бюджетной сферы.

    Требования к светильникам

    Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2017 г. №1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (с изменениями) установлены новые требования к осветительным устройствам и электролампам, используемым для освещения в цепях переменного тока (далее – лампы и светильники общего назначения). Предусмотрены 2 этапа:

    – этап 1 – до 31. 2019;

    – этап 2 – с 01. 2020.

    Согласно документу, до 01. 2020 года бюджетное учреждение должно было проанализировать техническую сторону (характеристики) светоточек по внутреннему освещению зданий и сооружений, определить объем модернизации системы и затраты на ее реализацию, откорректировать соответствующим образом программу энергосбережения: прописать заключение энергосервисного контракта на модернизацию системы внутреннего освещения. И все равно попасть на штрафы контролирующих органов, ведь в заданные сроки программы вряд ли будут откорректированы, да и закупки не провести. И вспомним мнение гуру светотехники – Е. Долина об избыточности требований по пусковым токам светотехнического оборудования.

    И еще немного обязательств бюджетных организаций в сфере энергоэффективности

    Надо обратить внимание еще на два проекта НПА, которые нам интересны.

    Первое – проект, вносящий изменения в постановление №1221 – «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221». Предусмотрены новые ограничения по классам энергетической эффективности закупаемого оборудования. Пока неясно, когда будет утвержден документ, однако ясно, что его положения надо учитывать при корректировке программ энергосбережения и формированию закупок.

    Второе – проект на замену постановлению №1225 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и их отдельных положений». Горячо, только непонятно, в каком состоянии этот нормативный акт. Ждем его второй год. Однако полезно посмотреть проект, соломку подстелить не мешает.

    Итак, п. 2 проекта постановления: «Министерству экономического развития Российской Федерации в срок до 1 марта 2020 года утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной и муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» – ждем еще одну методику, только утвердить ее нужно уже до 01. 2020.

    Однако есть нестыковка. Пунктом 3 проекта постановления предусмотрена ежегодная актуализация: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации». А мы помним, по постановлению №1289 предусмотрена корректировка целевого показателя один раз в три года.

    Следует обратить внимание, что Требованиями к программам установлено обязательное включение в состав мероприятий выявления, постановки на учет и управления бесхозяйными объектами (используемыми для передачи энергии), оснащения приборами учета (автоматизированные системы и системы диспетчеризации), ВИЭ.

    Пожалуй, хватит. Все же это пока проект, и достоверно неизвестно, как он будет выглядеть в конечном итоге.

    Общий вывод – високосный год начался бодро. Требований по корректировке программ сразу несколько, влияющих НПА тоже, и пока не совсем ясно, как учесть все изменения по классам и характеристикам оборудования без наличия соответствующих квалифицированных специалистов, непонятно, что брать за базу для расчета показателей.

    Однако точно можно сказать, что в соответствии с постановлением №1289 план мероприятий с денежной оценкой (примерный, мы же все опытные) имеет смысл направить в вышестоящий орган, запросить бюджетные средства на реализацию мероприятий, получить ожидаемый отказ за отсутствием свободных средств и тогда с чистой совестью включить (по возможности) данные мероприятия для реализации с использованием механизмов энергосервиса. И это четко идет в ногу с постановлением. Но энергосервис – это совсем другая история, о ней в другой раз.

    Андрей Богатенков. Что означают новые требования по снижению энергопотребления для бюджетных учреждений

    Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году

    Источник https://energo-audit.com/municipalnaya-programma-energosberezheniya

    Источник https://infourok.ru/osobennosti-i-nedostatki-normativno-pravovoj-bazy-energosberezheniya-opyt-regionalnyh-proektov-i-celevyh-programm-4859264.html

    Источник https://gis-ee.ru/novoe-v-energosberezhenii-i-energoeffektivnosti/

    Читать статью  Проходной выключатель с двумя клавишами — схемы подключения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: